Путеводитель по основным сюжетам художественной литературы: версия New York Magazine

A

Адюльтер / Adultery

«Анна Каренина» Льва Толстого, «Конец романа» Грэма Грина, «Как малые дети» Тома Перотты

Давний сюжетный ход, на который повлияло ослабление социальных запретов: если раньше следствием измены были позор и суицид, то теперь герои, как правило, с ней примиряются. (Также см. F: Forbidden Love / Запретная любовь.)

 

Аллегорические приключения / Adventure, Allegorical

«Хроники Нарнии» К.С. Льюиса, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Этот сюжет чаще появляется в историях, изобилующих символизмом, хотя в наше время он становится менее очевидным.

 

Реальные приключения / Adventure, Natural

«20 тысяч лье под водой» Жюля Верна, «Морской волк» Джека Лондона

Как правило, история о странствиях, где сами приключения — главная часть сюжета, даже если у него есть более глубокий подтекст. (Также см. Q : Quest / Квест.)

 

C

Взросление / Coming of Age

«Большие надежды» Чарльза Диккенса, «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена

Роман воспитания, или Bildungsroman, как называют этот жанр немцы.

 

Взросление художника / Coming of Age, Artistic

«Портрет художника в юности» Джеймса Джойса, «Бастион одиночества» Джонатана Летема

В немецкой теории литературы и для этого поджанра есть специальный термин — Künstlerroman.

Взросление в коллективе / Coming of Age, Group

«The Group» Мэри Маккарти, «The Interestings» Мэг Уолицер, «The Private Citizens» Тони Тулатиматта

Герои сходятся (как правило в старшей школе или колледже), а потом расходятся. Но уже совершенно другими.

 

Мошенник / The Con

«Мертвые души» Николая Гоголя, «Если наступит завтра» Сидни Шелдона

Кому не захочется поболеть за опытного мошенника или преступника?

 

Искусный мошенник, которого обводят вокруг пальца

«Кидалы» Джима Томпсона, «The Mark Inside» Эми Ридинг

Аферист оказывается обманут в наказание за свою жадность или из-за мести. (Также см. I: Impostor / Самозванец и S: Spy-Versus-Spy Story / История о шпионском противостоянии.)

 

D

История о смерти / Death Plot

«Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого

Перед лицом медленной смерти или в ожидании казни обреченный герой ищет отпущения грехов и расплаты со Вселенной.

 

Смерть как макгаффин / Death As MacGuffin

«Мой ангел-хранитель» Джоди Пиколт, «Виноваты звезды» Джона Грина

Когда умирает не «тот» человек.

 

Погружение в безумие / Descent Into Madness

«Ночь нежна» Ф.С. Фитцджеральда, «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вулф

Заболевание героя описывается иногда зловеще, но часто и с сочувствием.

Погружение в зависимость / Descent Into Addiction

«Потерянный уик-энд» Чарльза Джексона, «На игле» Ирвина Уэлша

Та же траектория, что в истории с безумием, но с романтическим ореолом.

 

Обнаружение истинного происхождения / Discovery of Hidden Parentage

«Большие надежды»

Будучи одним из самых реалистичных сюжетных поворотов, этот ход часто влияет на самосознание героя, к лучшему или худшему.

 

Обнаружение инцеста / Discovery of Incest

«Долорес Клейборн» Стивена Кинга, «Песнь Льда и Огня» Джорджа Р. Р. Мартина

Оно влечет за собой тяжелые последствия, вроде убийства и проблем с престолонаследием.

 

Обнаружение лжи / Discovery of a Lie

«Женский портрет» Генри Джеймса

Протагонист обманывается в течение большей части сюжета, пока наконец пелена не спадает с его глаз. Как и в драмах о взрослении, его ожидает откровение, но сама правда намеренно скрывается от героя или же, как в некоторых случаях, вроде «Исчезнувшей», ее утаивает он сам.

 

Человек, которого считали погибшим, оказывается жив / Discovery of the Secretly Alive

«Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, «Наш общий друг» Чарльза Диккенса

Кажется, что этот поворот должен быть счастливым, но в итоге он не всегда приводит к хорошим последствиям.

 

Обнаружение несуществующего в реальности создания / Discovery of the Secretly Nonexistent

«Бойцовский клуб» Чака Паланика, «Странный Томас» Дина Кунца

Истории, в которых герои видят умерших людей или воображаемых друзей.

 

Кризис семейной жизни / Domesticity Meltdown

«Кукольный дом» Генрика Ибсена, «Дорога перемен» Ричарда Йейтса

Один из супругов (как правило, женщина) начинает считать, что ее жизнь в браке невыносима, и идет на крайние меры. (Также см. W: Wife As Phoenix / Жена как феникс.)

 

E

Раздел имущества / Estate Division

«A Perfectly Good Family» Лайонела Шрайвера

Члены семьи съезжаются после смерти родителей, чтобы выяснить, что делать с наследством. Старые конфликты оживают. (Также см. F: Family Reunion / Воссоединение семьи.)

 

F

Воссоединение семьи / Family Reunion

«Дальше живите сами» Джонатана Троппера, «Maine» Дж. Кортни Салливан

Какое-то событие заставляет всех разъехавшихся членов семьи воссоединиться. Пробуждаются старые конфликты.

 

Семейная сага / Family Saga

«Будденброки» Томаса Манна

Если во многих амбициозных романах соединяется несколько современных историй, этот мегасюжет рассказывает об одном семейном клане в течение большого промежутка времени. (Также см. R: Rise and Fall / Взлет и падение.)

 

Трагическая запретная любовь / Forbidden Love, Tragic

«Ромео и Джульетта», «Анна Каренина»

О глубоком увлечении, которому препятствуют распри или социальные табу. Все заканчивается трагично. (Также см. L: Love Thwarted and Mourned / О любви разрушенной и оплаканной.)

 

Торжествующая запретная любовь / Forbidden Love, Triumphant

«Воды слонам!» Сары Грюэн, «Пятьдесят оттенков свободы» Э.Л. Джеймс

Любовь побеждает все — в равной мере и грубых мужей и печальных миллиардеров.

 

G

Союз хорошего парня с плохим / Good-Guy-Bad-Guy Alliance

«Поймать вора» Дэвида Доджа, «Молчание ягнят» Томаса Харриса

Полицейский или другой благородный герой объединяется с преступником для борьбы с большим злом, вместе они формируют нестабильную и непредсказуемую команду.

 

I

Самозванец / The Impostor

«Талантливый мистер Рипли» Патриции Хайсмит, «Шесть степеней отчуждения» Джона Гуэйра

Антигерой присваивает чужую личность. Иногда вопрос, поймают ли его, остается открытым (или откладывается до сиквела и /или экранизации).

 

История невиновного / Innocent’s Tale

«Комната» Эммы Донохью, «Загадочное ночное убийство собаки» Марка Хэддона

Рассказчик, как правило ребенок или человек с детским взглядом на мир, сообщает только часть истории, позволяя читателю самому выяснить все остальное. (Также см. C: Coming of Age.)

 

Безумный рассказчик / Insane Narrator

«Бойцовский клуб», «Жизнь Пи» Янна Мартела

Когда оказывается, что рассказчик, которому вроде можно было доверять, на самом деле является обманщиком или страдает галлюцинациями, происходит сюжетный поворот, полностью меняющий восприятие истории. Появляется неразрешимый вопрос: герой безумен или все это было сном?

K

В духе Кнаусгора

«Моя борьба» Карла Уве Кнаусгора, «Волны» Вирджинии Вулф

Шеститомный эпос Кнаусгора, состоящий на первый взгляд из неотредактированных эпизодов из его жизни, попадает в ту категорию анти-нарратива, которую нельзя считать полностью бессюжетной. В случае с Вулф имеется в виду фиксирование движения потока сознания, когда разум путается и теряется во времени. В случае с Кнаусгором имеется в виду повторяющийся процесс приготовления чая.

 

L

Любовная история: сюжет о ненависти / Love Story: The Hate Plot

«Пляска смерти» Августа Стриндберга, «Кто боится Вирджинии Вулф?» Эдварда Олби

Застарелая любовь сварлива, двусмысленна и богата на колкости. Это именно тот тип трагедии, который вас раздражает, но не может не привлекать.

 

Любовная история: матримониальный сюжет / Love Story: The Marriage Plot

«Гордость и предубеждение» Джейн Остин, «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте

Как правило, любая женщина ждет Прекрасного принца, а до той поры отклоняет все даже самые выгодные предложения. И хотя остиновское «все знают» (о том, что брак — это самое важное в жизни человека) уже давно вышло из употребления, этот сюжет продолжает жить, пусть и в ироническом переосмыслении. «Дневник Бриджет Джонс» Хэлен Филдинг — это только один из множества оммажей этому любовному сюжету с поправкой на условия нашего более запутанного и равноправного времени. Сюда же относится «А порою очень грустны» Джеффри Евгенидиса. (Также см. F: Forbidden Love / Запретная любовь.)

Любовная история: сюжет об одержимости / Love Story: Obsession

«Отелло» Уильяма Шекспира, «Лолита» Владимира Набокова

Переизбыток любви, иногда и не взаимной, приводит человека к насилию или пороку, вынуждая нанести вред себе самому или возлюбленной /-ому.

 

О любви разрушенной и оплаканной / Love Thwarted and Mourned

«Любовь во время холеры» Габриэля Гарсиа Маркеса, «Эпоха невинности» Эдит Уортон

Не при трагических обстоятельствах, а в ситуации компромисса, с сожалением и под многочисленные задумчивые взгляды завершаются обреченные и мертворожденные отношения. (Также см. F: Forbidden Love / Запретная любовь.)

 

M

Человек против апокалипсиса / Me Against the Apocalypse

«Противостояние» Стивена Кинга, «Дорога» Кормака Маккарти

Во Вселенной стремительно воцаряется хаос, против которого и борется человек (этот хаос может выражаться в наступлении экологической катастрофы, ядерной зимы, чумы или других глобальных формах возмездия).

 

Человек против машины / Me Against Machine

«Я, Робот» Айзека Азимова, «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа К. Дика

Человечество теряет контроль над технологиями, и в результате научно-фантастическая приключенческая история становится еще и антиутопией, автор которой скептически относится к научному прогрессу.

 

Человек против всего мира / Me Against the World

«Голодные игры» Сьюзен Коллинз, «1984» Джорджа Оруэлла, «Посторонний» Альбера Камю

Один человек сопротивляется непоколебимой системе и либо побеждает, либо подчиняется ей. В антиутопиях эта система, как правило, оказывается авторитарным государством. Экзистенциалисты поднимают ставки и сталкивают личность с бездушной Вселенной.

Внутренние изменения / Metamorphosis, Internal

«Пигмалион» Дж.Б. Шоу, «Уловка-22» Джозефа Хеллера

Изменяясь, герой проходит испытание — и оно может привести к непредсказуемым последствиям.

 

Магические изменения / Metamorphosis, Magical

«Дракула» Брэма Стокера, «Превращение» Франца Кафки

(Анти-)герой страдает от необходимости измениться: это его проклятие, разрушить которое может или любовь, или смерть.

 

Исчезновение / Missing Person

«Куда ты пропала, Бернадетта?» Марии Семпл

С пропавшими людьми может случиться все что угодно, так что это еще один благодарный сюжет.

 

«Ошибочное опознание» / Mistaken Identity

«Наш общий друг», «Сенсация» Ивлина Во

Существенное недопонимание или сознательный обман может повести историю в неожиданном направлении. (Также см. D: Discovery of the Secretly Alive / Человек, которого считали погибшим, оказывается жив.)

 

Тайна запертой комнаты / Mystery: Locked Room

«Убийство в Восточном экспрессе» Агаты Кристи

Детективные романы уже ранними исследователями сюжетов часто классифицируются как истории с загадкой, и разновидность такой загадки по Платону будет «тайна запертой комнаты»: в силу обстоятельств, описанных автором, в истории может быть конечное число подозреваемых в убийстве, и цель читателя, как и детектива, — выяснить, кто убийца, на основании имеющихся улик.

 

Экзистенциальная тайна / Mystery: Existential

«Процесс» Франца Кафки

Головоломку невозможно решить, потому что ее создала непознаваемая и часто враждебная Вселенная (Также см. M: Me Against the World / Человек против всего мира.)

 

Зеркальная версия детектива/ Mystery: Mirror Version

«The Whites» Ричарда Прайса

Когда личность преступника раскрывается в начале книги, так что читатель знает больше, чем детектив, хотя ему и неизвестна остальная часть сюжета.

 

Детектив с открытым финалом / Mystery: Open-Ended

«Глубокий сон» Рэймонда Чендлера

Чендлер как-то написал, что в половине детективов нарушается правило, согласно которому требуется ясно описывать весь инструментарий для раскрытия преступления. Введите макгаффин и другие отвлекающие приемы, создайте сложных героев, которых будут врать, все портить и много пить. (Также см. Q: Quest / Квест, M: MacGuffin Variation / Вариация с макгаффином; P: Pursuit, Conflicted.)

 

Детектив с таймером / Mystery: Ticking Clock

«Молчание ягнят»

Смысл заключается в том, чтобы решить загадку вовремя и предотвратить следующее преступление — ограбление, убийство или теракт.

 

P

Ящик Пандоры / Pandora’s Box

«Франкенштейн» Мэри Шелли, «Парк Юрского периода» Майкла Крайтона

Ученые стремятся ускорить научный прогресс разными способами, и, конечно, их старания часто имеют неприятные последствия, так как природу невозможно приручить. (Также см. M: Me Against the Apocalypse / Человек против апокалипсиса.)

 

Параллельные истории / Parallel Stories

Комедии Шекспира, «Кафка на пляже» Харуки Мураками

Сюжет разбивается на линии нескольких персонажей, которые пусть и связаны, но независимы.

 

Плутовской сюжет / Picaresque

«Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса, «На дороге» Джека Керуака

Наши герои (а это часто жулики или представители рабочего класса) попадают из одного приключения в другое, обычно не извлекая из них много уроков. В современном американском варианте они путешествуют на машине. (Также см. T: Tall Tales / Басни.)

 

Преследование / Pursuit

«Челюсти» Питера Бенчли, «Охота за „Красным октябрём“» Тома Клэнси

Как правило, здесь есть и детективная интрига, и линия с погоней: тяжеловесный сюжет с логически выверенной структурой и благородным, объективным героем.

 

Преследование с неоднозначным смыслом с точки зрения морали / Pursuit, Moral-Ambiguity Variation

«Отверженные» Виктора Гюго, «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссона

Процедурал или драма в духе «закон и порядок», усложненные тем, что у добродетельного протагониста размыты представления о морали. (Также см. M: Mystery: Open-Ended / Детектив с открытим финалом.)

 

Q

Классический квест / Quest, Classic

«Дон Кихот», «Гроздья гнева» Джона Стейнбека

Здесь есть и погоня, и приключения, но всегда ради важной, искупительной цели.

Квест с Макгаффином / Quest, MacGuffin Variation

«Мальтийский сокол» Дэшилла Хэммета, «Щегол» Донны Тартт

Предмет, ради которого герой участвует в квесте, — только отвлекающий символ, который дает ход сюжету до того, как начнется настоящая драма. Макгаффином может стать любой сюжетный ход, который может быть заменен чем-то более важным. (Также см. M: Mystery: Open-ended / Детектив с открытым финалом.)

 

R

Из грязи в князи / Rags to Riches

«Оливер Твист» Чарльза Дикенса, «Источник» Айн Рэнд, «Что же вынуждает Сэмми бежать?» Бадда Шульберга

Более старые примеры рассказывают об успехе на основе чистой удачи, однако в современных историях катализатором движения становятся амбиции, которые могут как восхвалять, так и высмеивать.

 

Расёмон / Rashomon

«Шум и ярость» Уильяма Фолкнера, «Imagine Me Gone» Адама Хаслетта

Названо в честь фильма Акиры Куросавы, в котором свидетели предлагают противоречащие версии убийства. Одна и та же история, пересказанная с разных точек зрения. (Также смотри S: Symphony story / Симфония)

Спасение / Rescue

«Принцесса-невеста» Уильяма Голдмана, «Похититель» Ли Чайлда

По сути, это квест по спасению человека — пленника, который мало влияет на историю. (Также см.: P: Pursuit / Преследование, Q: Quest / Квест.)

 

Месть / Revenge

«Гамлет» Уильяма Шекспира, «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма

Оклеветанный протагонист находит способ восстановить справедливость, обычно нелегальными способами.

 

Чрезмерная месть / Revenge, Excessive

«Бочонок амонтильядо» Эдгара Аллана По, «Медея» Еврипида

Сюжет о мести с большой долей безумия. Либо предпосылка полностью придумана или преувеличена, либо месть настолько ей непропорциональна (убийство собственных детей Медеей), что про здравый смысл забывают вовсе.

 

Взлет и падение / Rise and Fall

«Крестный отец» Марио Пьюзо, «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсия Маркеса

Большая сюжетная арка персонажа или семьи, который достигает больших высот и низко падает, обычно в результате спорных моральных решений, принятых в процессе (Также см. T: Tragedy / Трагедия, F: Family Saga / Семейная сага.)

 

Взлет одного, падение другого / The Rise of One, the Fall of Another

«Сестра Керри» Теодора Драйзера, «Принц и нищий» Марка Твена

Колесо фортуны вращается, приводя одного героя к успеху, а второго — к полному краху. Если успешный персонаж положителен, мораль позитивная, если нет — история становится мрачной.

Противостояние равных / Rivalry of Equals

«Потерянный рай» Джона Мильтона, «Моби Дик» Германа Мелвилла

Противники не должны быть равны физически. Более того, противостояние выходит интереснее, если их способности дополняют друг друга (ум против силы, тьма против света).

 

Противостояние неравных / Rivalry of Unequals

«Золушка», «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи

Истории об аутсайдерах появились еще в Библии, если не раньше. В эту категорию попадают истории, в которых один из героев (обычно более справедливый) гораздо слабее почти во всем.

 

Противостояние неравных, зависть / Rivalry of Unequals, Jealousy Variation

«Информация» Мартина Эмиса, «Амадэй» Питера Шеффера

В основе такого противостояния — зависть, при этом аутсайдер — это не благородный герой, а обозленный неудачник.

 

Романтическая комедия / Romantic Comedy

Комедии Шекспира, «Ты умеешь хранить секреты?» Софи Кинселлы

Созданные друг для друга люди встречаются, преодолевая препятствия, а те, кто им не подходят, находят другую пару. (Также смотри L: Love Story: The Marriage Plot / Любовная история: матримониальный сюжет)

 

S

Шпионская история / Spy Story

«Тихий американец» Грэма Грина, романы Мартина Круза Смита

Триллеры о шпионаже включают в себя множество загадок и таймеров, но также затрагивают и другие сюжетные элементы: погони по всему миру, геополитические интриги и многослойные социальные проблемы.

 

Истории о шпионском противостоянии / Spy-Versus-Spy Story

«Шпион, выйди вон» Джона Ле Карре

Противостояние шпионов обычно заключается в попытках заманить друг друга в западню или обвести вокруг пальца. В данном случае этот конфликт может даже стать важнее, чем самая главная цель — сбор информации.

 

Симфония / Symphony Story

«Белые зубы» Зэди Смит, «Изнанка мира» Дона Делило, «Рэгтайм» Эдгара Л. Доктороу

Несколько историй пересекаются, сталкиваются, иногда достигая кульминации в одном масштабном событии, которое должно показать в себе серьезный социальный момент. Джемс Вуд насмешливо называл некоторые подобные истории «истерическим реализмом».

 

Преследователь / Stalker

«Где бы ты ни скрывалась» Элизабет Хейнс, «Sweet Lamb of Heaven» Лидии Миллет

Давняя и до ужасного простая история: мужчина долгое время истязает женщину, пока один из них не умирает. Но у истории есть вариации…

 

Преследователь, вариант «сиделка» / Stalker, Caretaker Variation

«Мизери» Стивена Кинга, «Скандальный дневник» Зои Хеллер

Обычно хищником является одинокая женщина, которая опутывает сетями мужчину или семью, становясь их прислугой или сиделкой. Позже она начинает задумываться, как сделать эту ситуацию постоянной, не брезгуя применением силы. (смотри также L: Love Story: Obsession / Любовная история: сюжет об одержимости)

 

T

Басни / Tall Tales

«Декамерон» Джованни Боккаччо, «Тысяча и одна ночь», «Кентерберийские рассказы» Чосера

Небольшие истории рассказаны и написаны персонажами, которые являются частью большего нарратива. Обычно сами истории становятся важнее сюжета, который их обрамляет.

 

Трагедия / Tragedy

«Гамлет» Шекспира, «Царь Эдип» Софокла

Согласно учению Аристотеля, трагедии — это истории падения героя, чьи наиболее серьезные слабые стороны (которые также могут быть и его преимуществами) делают его поражение неизбежным.

 

Суд / Trial

«Убить пересмешника» Харпер Ли, «Пора убивать» Джона Гришэма

Судебное разбирательство становится чем-то средним между жанром и сюжетным ходом. Оно может быть ядром истории или же событием, которая проясняет социальные проблемы, связанные с предполагаемым преступлением.

 

Испытание путем страданий / Trial by Suffering

«Книга Иова», «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары

На протагониста сваливаются проблемы, пока он полностью не избавляется от своих иллюзий или же умирает — возможно, с намеком на искупление в конце. (Также см. R: Rise and Fall / Взлет и падение)

 

Испытание в виде шоу / Trial, Show

«Суровое испытание» Артура Миллера, «Слепящая тьма» Артура Кёстлера

Истории об охоте на ведьм, буквальных или нет, которые могут разрешиться на суде или рассказывать о правосудии толпы, как «Лотерея» Ширли Джексон.

 

V

Путешествие и возвращение / Voyage and Return

«Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь» Германа Мелвилла, «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэролла, «Волшебник страны Оз» Лаймена Френка Баума

Своего рода случайное приключение: цель героя — возвратиться, однако исследование странного мира захватывает. (Также см. A: Adventure / приключение)

 

Путешествие, возвращение как Макгаффин / Voyage, Return As MacGuffin

«Робинзон Крузо» Даниэля Дефо, «Марсианин» Энди Уира, «Повелитель мух» Уильяма Голдинга

Возвращение потерявшегося героя откладывается, а в центре сюжета оказывается своеобразная социальная «загадка закрытой комнаты». Выживет ли герой? Сможет ли он переделать общество? (Также см. Q: Quest / Квест, вариант с МакГаффином.)

W

Война на фронте / War at the Front

«Уловка-22» Джозефа Хеллера, «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя, «Война и мир» Льва Толстого

Кровавое противостояние дает структуру истории, и неважно, показано ли оно в повествовании героическим, комичным или же подвергается критике (возможны все три варианта)

 

Война в тылу / War on the Home Front

«Холодная гора» Чарльза Фрейзера, «Война и мир» Льва Толстого

Оставшиеся в тылу люди чувствуют влияние войны и революции; семьи распадаются и/или воссоединяются.

 

Жена как феникс / Wife As Phoenix

«Исчезнувшая» Гиллиан Флинн, «Судьбы и фурии» Лорен Грофф

В начале истории жена кажется молчаливой и неважной фигурой или же невинной жертвой, которая страдает уже долгое время. Затем повествование делает резкий поворот, она рассказывает свою историю и предстает гораздо более сильным и расчетливым персонажем.

Иточник: cinemotion

Поделиться в соц. сетях

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *