Российские и украинские СМИ: сравнительная таблица

АВТОР: ПАВЕЛ МИНКА. min.co.ua

Речь в этой работе идет о российских и украинских СМИ, освящающих социально-политическую жизнь в постсоветских странах и во всем мире. Мы говорим преимущественно о программах новостей и таких аналитических материалах, которые позиционируют себя в качестве объективных и достоверных источников, освящающих последние события и историю. Сюда же относятся некоторые документальные и даже художественные фильмы, если в них мы встречаем претензию на объяснение определенных социальных и политических фактов и событий. Не имеются в виду развлекательные и юмористические шоу, несмотря на то, что они нередко содержат пропагандистские материалы. Кроме того, речь идет о том облике СМИ, который они приобрели после ключевого события в современной истории постсоветских стран – Евромайдана, и который они имеют на время написания этой работы – на конец 2016 года.

Стоит отметить, что указанное в сравнительной таблице имеет отношение преимущественно ко всем обозначенным СМИ, но встречаются и исключения. Но эти исключения являются редкими, поскольку интересующиеся нас СМИ принципиально одинаковы. Оппозиционная точка зрения почти отсутствует. В Украине попросту не существует никаких альтернативных СМИ со времен Евромайдана, и все они имеют одну и ту же направленность. Даже телеканал «Интер» танцует в общем ритме, несмотря на то, что принадлежит «Оппозиционной блоку». Любая альтернативная точка зрения в Украине часто интерпретируется как преступление. В России в определенной мере допускается наличие оппозиционных СМИ, но они в общем пропагандистском потоке не имеют серьезного влияния на умы. Как в России, так и в Украине есть определенные рычаги борьбы с инакомыслием. В Украине критика Майдана или непринятие пропагандистских идей, прикрывающихся патриотизмом, которые распространяют СМИ, может быть с легкой руки власти интерпретирована как сепаратизм, даже если сепаратизма нет. В России существует другой механизм борьбы с инакомыслием – есть статьи за оскорбление чувств верующих и за «умышленные действия, направленные на возбуждение социальной розни с использованием телекоммуникационнных сетей». Подогнать под эти статьи можно при желании все что угодно.

СМИ на постсоветском пространстве оказывают колоссальное влияние на умы и формируют общественное мнение. Современный человек уверен в том, что он – зрелая личность, способная самостоятельно мыслить, но мнение подавляющего большинства в значительной мере формируется СМИ. Это один из самых мощных инструментов управления массами. Одним из самых значительных шагов, определивших дальнейшую историческую судьбу не только Украины, но и других постсоветских стран, стал запрет со стороны украинской власти российских СМИ. Влияние СМИ настолько колоссально, что способно за короткие сроки изменить точку зрения простого обывателя на противоположную, и вчерашние друзья вдруг оказываются врагами, а общепринятое черное признается вдруг белым («Океания всегда воевала с Остазией»)…

Техническое развитие СМИ, появление новых техник манипулирования, позволяют современным пропагандистам легко сделать из мухи слона, очернить белое, а вчерашнего героя выставить в качестве преступника. Современный человек не обладает критическим мышлением и не может распознать тот факт, что им манипулируют, а в его сознание вторглись и переделали его по своему «образу и подобию». Поэтому СМИ – это действительно «новые ватиканы», как говорил социолог Александр Зиновьев, и их влияние на умы сегодня во много раз выше, чем влияние религии в средние века на простого обывателя.

Сторона РОССИЙСКИЕ СМИ УКРАИНСКИЕ СМИ
Объективность Отсутствие объективности в освящении социально-политических событий. Искажение фактов. Выдумывание новостей и событий. Выполнение политического заказа. Фейки. Тотальная идеологичность. Пропаганда
Владельцы Владельцем основных СМИ в России является олигархическая группировка во главе с Владимиром Путиным. Или эти СМИ находятся под контролем Кремля. События отображаются в выгодном для Кремля свете. Наличие общей идейной базы Часть СМИ принадлежит олигархам (Порошенко, Коломойский). Существуют СМИ, финансируемые Западом и освящающие новости в том же пропагандистском духе, что и СМИ олигархов. Наличие общей идейной базы
Журналистская этика Почти полное отсутствие журналистской этики. СМИ не являются «четвертой властью». Почти не существует «независимых СМИ», стремящихся к выяснению объективной истины. Журналист в постсоветских странах – это преимущественно работник, выполняющий пропагандистский заказ. Потребитель информации здесь получает субъективный продукт, оторванный от реальности
«Промывка мозгов» Тотальная «промывка мозгов» и манипулирование. Неэтичное вторжение в сознание потребителей информации. Зомбирование. Применение аналогичных методов манипулирования, которые используются в тоталитарных сектах
Патриотизм Точка зрения, которую пропагандируют СМИ, выдается за патриотическую. Несогласие с ней влечет за собой обвинение в непатриотизме, вредительстве, принадлежности к «врагам народа» и «пятой колонне». Патриотизм признается высшей добродетелью и оправдывает любые преступления
Плюрализм Плюрализм в определенной мере допускается, но в России не существует сильной оппозиции и какой-то серьезной оппозиционной идеологии, которая бы не тухла в общем гуле пропагандистской машины Кремля. У масс выработано враждебное отношение к оппозиции как к «либералам» и «агентам США». Кроме того, оппозиционные СМИ аналогично редко стремятся к объективности, выполняя свой политический заказ. Периодические репрессии со стороны государства по отношению к инакомыслящим. Антидемократичность Плюрализм мнений почти не допускается под предлогом того, что страна находится в состоянии войны, и поэтому «тот, кто не с нами, тот против «нас». Репрессии со стороны государства и самосуд «гражданских активистов» и патриотов. Антидемократичность
Пропаганда ненависти Наличие дискриминационных идей. Пропаганда черно-белого мышления, когда Россия выставляется в качестве последнего оплота света, добра и справедливости в противовес «загнивающим Западу и США». Пропаганда ненависти к инакомыслящим и оппозиции как к «врагам народа» и «пятой колонне». Наличие программ и идей профашистского толка Русофобия, доведенная до истерии. Разжигание межнациональной розни. Нередкие расистские и откровенно фашистские идеи. Пропаганда черно-белого мышления (мы, патриоты, русофобы, антикоммунисты и люди, разделяющие идеи, которые доносят СМИ – «воины света и добра», а все несогласные, инакомыслящие – враги)
Доминирующий тип журналиста Существует два доминирующих типа журналиста среди тех, кто занят освещением социально-политических событий:1)    циничные пропагандисты, осознающие положение вещей, но сознательно занимающиеся «промывкой мозгов»;

2)    истинноверующие, которые являются не только носителями и распространителями пропаганды, но и объектами ее воздействия

Символизм, иллюзорность, субъективность,имитационность Имитация доведена до совершенства. Имитируются достижения, победы над символическим врагом. Целая армия «экспертов», в том числе и якобы ученых, дает как бы объективные оценки. Субъективное выдается за объективное. Доминируют абсолютные симулякры (по Бодрийяру). Если исходить из концепции Зиновьева, то СМИ – явление СВИПТальное (аспект социальной реальности, где преобладает символическое, вводящее в заблуждение, имитационное, показное, театрализованное).
Аудитория СМИ преимущественно ориентированы на массового человека, который уверен в самостоятельности своей точки зрения и в своей интеллектуальной полноценности. Это человек, который может быть не только глупым и примитивным, но и с хорошим образованием, а также специалистом в своей сфере, но в плане понимания социально реальности — аутсайдером. Такой человек подвержен пропаганде, но, считая себя достаточно развитым, уверен, что может самостоятельно и без постороннего влияния разобраться в сложных социально-политических процессах. Такой тип массового человека уже много поколений воспитывается СМИ и массовой культурой. Современные российские и украинские СМИ находятся преимущественно на очень примитивном, граничащим с пошлостью, уровне, но имитируют интеллектуальность и даже элитарность. При этом в небольшом объеме существуют и такие СМИ, которые рассчитаны на пропаганду в среде интеллектуалов
Идеология(основные идеи, претендующие на роль новой государственной и национальной идеологии, которые пропагандируют СМИ) 1)    Великая Русь, возрождение величия России;2)    Антизападность, реваншизм Западу после развала СССР;

3)    Симфония (союз) государства и Православной Церкви;

4)    Антисоветизм, антикоммунизм;

5)    «Русский мир»;

6)    Идеи заново написанной после распада СССР истории с новыми историческими героями и злодеями

1)    Русофобия;2)    Прозападность;

3)    Антисоветизм, антикоммунизм;

4)    Идея многовековой борьбы украинского народа за независимость;

5)    Идеи заново написанной после распада СССР истории с новыми историческими героями и злодеями

Разоблачение Наличие якобы разоблачающих программ (например, «Анти-зомби» на канале ICTV). В украинских СМИ разоблачают фейки российских, а те в свою очередь разоблачают фейки украинских. В большинстве случаев речь идет не столько о разоблачениях, сколько о создании новых фейков и имитации разоблачений. Разоблачительные программы и статьи служат для того, чтобы сокрыть ложь со стороны «своих» СМИ, прикрываясь борьбой с ложью враждебных. Помимо этого у зрителя вырабатывается ощущение, что он смотрит «правильные» СМИ, доносящие объективную и истинную информацию, а СМИ соседнего государства – лживы и аморальны

Поделиться в соц. сетях

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *