«Патриотизм»: анализ содержания понятия

АВТОР: ЮРИЙ НАРИЖНЫЙ.

Определение содержания понятия «патриотизм». Многим кажется, что понятие «патриотизм» является достаточно простым и понятным, что содержание этого понятия можно уяснить  одной отсылкой к этимологии слова. Однако, на самом деле, это далеко не так. Поставим вопрос: что понимать под словом «patria» – «родина», «отчизна», «отечество», «батьківщина»? Объектом «патриотического отношения» может быть страна (территория), этнос, народ, нация, культура, родной язык, особенности менталитета, выдающиеся достижения, победы, история, социальный строй, государство (власть).

Типология патриотизма. Исходя из различий в определении объекта любви, можно выделить несколько разновидностей патриотизма. К наиболее значимым типам патриотизма следует отнести следующие: «квасной», «странный» («искренний», «сердечный»), «казенный» («официальный», «чиновничий»), «критический», «гермафродитный», «идеологизированный» («революционный», «советский» «радикально-националистический»), «коллаборационистский», «скорбное неверие», «циничное безверие», «христианский» (космополитический).  Охарактеризуем кратко их специфику.

  1. «Квасной» патриотизм. «Шароварщина». Его приверженцы отличаются умиленным, некритическим отношением к старине, архаике, поклоняются внешним, даже самым незначительным и второстепенным проявлениям национального бытия (особенности национального быта, домостроения, утвари, одежды, причесок, обрядов, привычек и др.). В религиозной сфере этот тип патриотизма коррелирует с «обрядоверием» и содержит наибольшее количество национальных предрассудков и анахронизмов.
  2. «Странный» («искренний», «сердечный») патриотизм. Этот тип патриотизма с наибольшей полнотой, правда, в поэтической форме, выразил М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Родина»: «Люблю отчизну я, но странною любовью! //  Не победит ее рассудок мой. //  Ни слава, купленная кровью, //  Ни полный гордого доверия покой, //  Ни темной старины заветные преданья //  Не шевелят во мне отрадного мечтанья. // Но я люблю – за что, не знаю сам – //  Ее степей холодное молчанье, // Ее лесов безбрежных колыханье, //  Разливы рек ее, подобные морям». Свою любовь к родине М.Ю.Лермонтов называет «странной» потому, что он любит страну, народ, природу, но ненавидит «страну господ», самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Выражение такого истинного патриотизма в украинской литературе мы находим у В.Сосюры: «Любіть Україну, як сонце, любіть, // як вітер, і трави, і води… // В годину щасливу і в радості мить, //любіть у годину негоди». // Любіть Україну у сні й наяву, // вишневу свою Україну, // красу її, вічно живу і нову, //і мову її солов’їну».
  3. «Казенный», «официальный», «чиновничий» патриотизм выражается в принужденном и лицемерном прославлении достоинств государственной власти и верховных правителей. Это патриотизм, который власти вменяют своим подданным в гражданскую обязанность, ожидаемый и постоянно требуемый от подданных со стороны власть имущих. Это – узаконенная форма самовосхваления, лести, услужливости и раболепия. Особенно циничным этот тип патриотизма выступает в условиях, когда власти, обслуживая в первую очередь себя, забывают о нуждах своих подопечных.
  4. «Критический патриотизм» является антиподом как «квасного», так и «казенного» патриотизма. Он характеризуется неприятием, как идеализации национального бытия, включающей умилительное любование национальными болезными и пороками, так и напыщенного официального прославления достоинств государственной власти. Девизом «критического патриотизма» может служить формула П.Чаадаева «Я не научился любить Родину с закрытыми глазами и запертыми устами». В своих крайних формах проявления «критический патриотизм» может трансформироваться в две разновидности – «скорбное неверие», окрашенное историческим пессимизмом и «циничное безверие», формула которого: «Как сладостно Отчизну ненавидеть!».
  5. «Гермафродитный» патриотизм. Его приверженцы принадлежат одновременно «двум Родинам», имеют «два Отечества». Так, М.В.Гоголь был патриотом великой Родины – России, и малой – Малороссии, Л.Бердник считал великой Родиной Космос, а малой – Украину, часть постсоветских украинцев считает своей Родиной и СССР, и современную Украину.
  6. «Идеологизированный» («догматизированный») патриотизм органически связан с определенной идеологией, которая выступает его базисом, несущим основанием, которая определяет, как объект национальной любви, так и объект национальной ненависти, обозначает и назначает национальных врагов и соперников. В зависимости от типа идеологии можно выделить следующие разновидности патриотизма этого типа:
  • «революционный». Так, кубинские патриоты, борясь за независимость Кубы, выступали под лозунгом: «Patria el Muerte!», «Родина или смерть!».
  • «советский» («интернациональный»). Его формула: «Чтобы в мире без Россий, без Латвий жить единым общечеловечьим общежитьем».
  • «радикально-националистический». В «Декалоге украинского националиста» Н.Михновский сформулировал 4 заповедь таким образом: «Всі люди нам брати, але москалі, жиди, ляхи і угорці – наші вічні вороги».
  1. «Коллаборационистский» («холуйский», «услужливый») патриотизм служит моральным и психологическим оправданием сотрудничества властей с врагами государства во имя спасения родного отечества, его населения, культуры и экономики.«Христианский» («космополитический») патриотизм. Его формула противоречива. Эллин и еврей, верящий в Христа, должен жить по принципу: «Нет эллина, и нет иудея!».«Христианский» («космополитический») патриотизм. Его формула противоречива. Эллин и еврей, верящий в Христа, должен жить по принципу: «Нет эллина, и нет иудея!».
  1. «Христианский» («космополитический») патриотизм. Его формула противоречива. Эллин и еврей, верящий в Христа, должен жить по принципу: «Нет эллина, и нет иудея!».
  2. «Клиническая» форма патриотизма («фанатический патриотизм»). Это понятие выражает не столько тип патриотизма, сколько степень одержимости идеей Родины, степень патриотического фанатизма, готовности к служению, к самопожертвованию, а также готовности приносить других в жертву во имя горячо любимой Родины. Это форма «самосожжения на алтаре Отчизны».

Таким образом, без четкого теоретического размежевания различных смыслов понятия «патриотизм» усилия, направленные на патриотическое воспитание украинских граждан в современных условиях, могут оказаться малоэффективными.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *