Что такое философ?

wr_m2QF1yzAВыкладываем маленькое интервью с Мишелем Фуко «Что такое философ?» (« Qu’est-ce qu’un philosophe? ») (взято тут: http://vk.com/p__f_r_a_n_c_a_i_s)

– Какова роль философа в обществе?

– У философа нет роли в обществе. Его мысль не может разместить себя относительно актуальной динамики группы. Сократ является замечательным примером этого: афинское общество не могло признать ничего кроме его пагубного воздействия, его сомнения не могли быть допущены установленным порядком. В действительности, лишь по истечению определенного количества лет было осознано место философа – в целом его роль была приписана ему ретроспективно.

– Но тогда каким образом вы интегрируетесь в общество?

– Интегрироваться…Знаете, до 19 века философов не признавали [философами]. Декарт был математиком, Кант не преподавал философию, но преподавал антропологию и географию, изучали риторику, а не философию, поэтому для философа не стояло вопроса интеграции. Именно в 19 веке мы наконец-то находим кафедры философии; Гегель был профессором философии. Но в ту эпоху все были согласны думать, что философия подходит к своему концу.

– Это немного совпадает с идеей смерти Бога?

– В некоторой мере, но не нужно обманываться, понятие смерти Бога не имеет сходного смысла у Гегеля, Фейербаха и Ницше. Для Гегеля, разум занимает место Бога; именно человеческий разум понемногу реализует себя; для Фейербаха, Бог был иллюзией, которая отчуждала человека, который однажды ликвидировал иллюзию, и таким образом осознал свою свободу; наконец для Ницше смерть Бога означает конец метафизики, но место остается пустым и это совсем не человек занимает место Бога.

– Да, последний человек и сверхчеловек.

– В действительности, мы — последние люди в ницшеанском понимании термина. Сверхчеловеком будет тот, кто возвысится над фактом отсутствия Бога и отсутствием человека всё в том же движении преодоления. Но, по поводу Ницше, мы должны вернуться к вашему вопросу: для него философом был тот, кто ставил диагноз состоянию мысли. Впрочем, мы можем наметить две породы философов: те, кто, как Хайдеггер, открывает новые пути для мысли, и те, кто в некотором роде играет роль археолога, который изучает пространство, в котором разворачивается мысль, в той же мере условия этой мысли, способ её конституирования.

« – Quel est le rôle du philosophe dans la société ?

– Le philosophe n’a pas de rôle dans la société. Sa pensée ne peut se situer par rapport au mouvement actuel du groupe. Socrate en est un excellent exemple : la société athénienne n’a su lui reconnaître qu’un rôle subversif, ses remises en question ne pouvaient être admises par l’ordre établi. En réalité, c’est au bout d’un certain nombre d’années qu’on prend conscience de la place d’un philosophe, c’est en somme un rôle rétrospectif qu’on lui assigne.

– Mais alors, comment vous intégrez-vous à la société ?

– M’intégrer… Vous savez, jusqu’au XIXe siècle, les philosophes n’étaient pas reconnus. Descartes était mathématicien, Kant n’enseignait pas la philosophie, mais l’anthropologie et la géographie, on apprenait la rhétorique, pas la philosophie, il n’était donc pas question pour le philosophe de s’intégrer. C’est au XIXe siècle qu’on trouve enfin des chaires de philosophie « Hegel était professeur de philosophie. Mais, à cette époque, on s’accordait à penser que la philosophie touchait à son terme.

– Ce qui coïncide à peu près avec l’idée de la mort de Dieu ?

– Dans une certaine mesure, mais il ne faut pas s’y tromper, la notion de mort de Dieu n’a pas le même sens selon que vous la trouvez chez Hegel, Feuerbach ou Nietzsche. Pour Hegel, la Raison prend la place du Dieu ; c’est l’esprit humain qui se réalise peu à peu ; pour Feuerbach, Dieu était l’illusion qui aliénait l’Homme, une fois balayée cette illusion, c’est l’Homme qui prend conscience de sa liberté ; pour Nietzsche enfin, la mort de Dieu signifie la fin de la métaphysique, mais la place reste vide, et ce n’est absolument pas l’Homme qui prend la place de Dieu.

– Oui, le dernier homme et le surhomme.

– En effet, nous sommes les derniers hommes au sens nietzschéen du terme, le surhomme sera celui qui aura surmonté l’absence de Dieu et l’absence de l’homme dans le même mouvement de dépassement. Mais, à propos de Nietzsche, nous pouvons revenir à votre question : pour lui, le philosophe était celui qui diagnostique l’état de la pensée. On peut d’ailleurs envisager deux sortes de philosophes, celui qui ouvre de nouveaux chemins à la pensée, comme Heidegger, et celui qui joue en quelque sorte le rôle d’archéologue, qui étudie l’espace dans lequel se déploie la pensée, ainsi que les conditions de cette pensée, son mode de constitution. »

Взято тут: http://vk.com/p__f_r_a_n_c_a_i_s

Поделиться в соц. сетях

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *