А.Грин и гуманистический психоанализ Э.Фромма

АВТОР: ЮРИЙ НАРИЖНЫЙ.

grinnnnК концу ХХ века стало ясно, что Э.Фромм – выдающаяся фигура всей западной гуманитарной культуры. Его заслуги перед человечеством бесспорны, его книги сегодня издаются огромными тиражами и, наконец, достигли берегов постсоветского пространства. Концепция человека Э.Фромма оказала огромное влияние на мировую философскую и психологическую мысль ХХ века. Будучи одним из основоположников гуманистического психоанализа, он стоял у истоков революционной трансформации в западной культуре – так называемой «третьей силы» в психологии и психиатрии. 

В 60-е годы Э.Фромм, вместе со своими коллегами, выдающимися психологами ХХ столетия – К.Хорни, Э.Эриксоном, А.Маслоу, К.Роджерсом – создает новую модель человека, сущность которого они видят в свободе, спонтанности, способности быть самому причиной своего поведения и внутреннего роста, самоактуализации и любви. Совместными усилиями они показали, что человек детерминируется не только бессознательными импульсами (как в классическом психоанализе), не только социальными условиями (как в марксизме), не только своим прошлым (как в большинстве психологических школ), но и надеждой на будущее, верой в идеалы, способностью творить себя.

Появление гуманистического психоанализа отразило растущую неудовлетворенность механистическим, потребительским, гедонистическим характером западной культуры, кризис которой с особой остротой проявил потребность в «новой реальности», в новой системе отношений, в новых базовых ценностях, таких как ориентация на реализацию, вера в возможности самосовершенствования, потребность в максимальном самораскрытии человека. Главная же особенность гуманистического психоанализа заключалась в том, что объектом анализа стали не неврозы, патологии и психические отклонения, а полноценная, душевно и духовно здоровая личность.

Новое видение человека на Западе в 60-е годы совпало по времени с реабилитацией творчества А.Грина в Советском Союзе. Теперь уже с полным правом можно сказать, что идеи Э.Фромма и А.Грина во многом совпадают, во многом схож и резонанс, вызванный их творчеством. Каким-то чудом им удалось нащупать основной нерв эпохи, ощутить главные тенденции развития цивилизации, символично выразить дух времени. Именно это и делает их выдающимися представителями культуры ХХ века.

Удивительные совпадения и параллели в творчестве А.Грина и Э.Фромма объясняются, прежде всего, близостью их личностной структуры, сходством ценностных установок и идеалов, которые нашли адекватное воплощение в их произведениях.

«Каждому, кто внимательно читал работы Фромма и знал его лично, бросаются в глаза две впечатляющие особенности. Это, во-первых, последовательность и единство мышления и высказываний во всех публикациях на протяжении почти 6О лет. В работах Фромма нельзя обнаружить ни серьезных противоречий, ни тем более отступлений. Во-вторых, – это неразрывность мысли и жизни, написанного и прожитого, убеждений и характера», – пишет биограф Э.Фромма Р.Функ. Такой же цельной натурой был А.Грин, в нем неразрывно были слиты писатель и человек. Кажется, отлившись однажды в некую совершенную форму, он сохранял ее на протяжении всей жизни. 

Главная черта, которая их сближает – антибуржуазность. Еврейская среда, из которой вышел Э.Фромм и связь с которой он сохранял до конца своих дней, не имела ничего общего со стереотипом жадных и поглощенных сделками дельцов: она была религиозной в подлинном смысле. Сам Э.Фромм называл этот мир «докапиталистическим», «досовременным», а иногда и просто «средневековым», чтобы отделить атмосферу, в которой он был воспитан, от буржуазного духа времени на переломе XIX-XX вв. 

«Современный» мир был направлен на добывание денег. Потратить свои силы на это в глазах Э.Фромма значило прожить впустую и утратить возможность спасения души. Э.Фромм вспоминал, что еще в детстве ему казалось очень странным, что «люди жили ради зарабатывания денег, и я приходил в недоумение, когда кто-либо в моем присутствии должен был признавать, что является дельцом, т.е., что все свое время тратит на приобретение денег. Мне было стыдно за него, что он вынужден в этом признаваться». Свое жизненное кредо Э.Фромм выразил знаменитым афоризмом, под которым подписался бы и А.Грин: «Многие умирают, не родившись».

Идейные позиции писателя и философа настолько близки, что произведения А.Грина можно использовать в качестве иллюстрации к теоретической системе Э.Фромма, а при помощи фроммовской теории можно лучше понять творчество А.Грина. Покажем это на примере нескольких основных идей Э.Фромма.

1. «Продуктивное» и «непродуктивное» бытие, «иметь или быть», искусство любить. Целью человеческого развития является не адап¬тация индивида к экономическим и общественным запросам, а формирование в соответствии с ними оптимального и целостного развития каждого. Именно поэтому Э.Фромм мог сказать, что общество больно. Герои А.Грина делятся на две неравные части: тех, что живут в мире высоких идеалов, в мире духа, в мире любви и мечты, и тех, что прозябают, тяготясь обыденной жизнью. Общество, описываемое А.Грином, тоже больно, но пока в нем есть Ассоль и Грей, Друд и Дэзи, у него есть надежда на выздоровление. 
Э Фромм описал не только продуктивную личность, способную к любви, живущую в модусе «быть», но сформулировал ряд непродуктивных ориентаций – пассивную, эксплуататорскую, накопительскую и рыночную. Последняя в значи-тельной мере определяет современную экономическую и общественную жизнь. Эта жизнь ориентирована на рынок. Критерий рынка товаров переносится на рынок личностей и определяет способ, при помощи которого люди вступают в отношения с миром, т.е. то, как ориентирован их характер. 

А.Грин – один из тех, кто мучительно переживал отрыв современников от собственной человеческой природы. В его произведениях множество героев, которые ориентированы на рынок, а не на качества, определяющие неповторимость человека. Он показал, но уже художественными средствами, что рыночный характер – это человек без лица, «оно». Собственная личность выступает на рынке лишь как «личностный фактор», определяющий возможность себя продать. 

В рассказе «Серый автомобиль» А.Грин высказал сокровенные мысли Э.Фромма о некрофилии, о мире жизни, который превратился в мир «неживого», а люди стали «нелюдями», – о мире мертвых. Символом мертвого, как об этом пишет и Э.Фромм, здесь выступает чистые, блистающие машины, структуры из алюминия и стекла –антисептический фасад мертвого мира.

2. Религия Э.Фромма и А.Грина. Э.Фромм создал оригинальную концепцию религии, под которой он понимал «нужду в системе ориентации», «потребность в объекте всеобщего поклонения – центре всех наших устремлений и основе всех наших действительных, а не только провозглашаемых – ценностей». Поэтому, согласно его концепции, нерелигиозных людей вообще не существует, как нет людей, не имеющих ценностных ориентаций. Различия между людьми определяются объектом их поклонения (высшими устремлениями, идеалами). Такая позиция была очень близка А.Грину. По Э.Фромму, личность становится продуктивной лишь в том случае, если объектом ее поклонения выступает любовь, свобода, творчество. Религия продуктивной личности – гуманистическая религия. На этих же позициях стоял и А.Грин, вот что он пишет: «Меж тем одна греза не дает мне покоя. Я вижу людей неторопливых, как точки, ближайшие к центру, с мудрым и гармоническим ритмом, во всей полноте жизненных сил, владеющих собой, с улыбкой даже в страдании. Они неторопливы, потому что цель ближе от них. Они спокойны, потому что цель удовлетворяет их. И они красивы, так как знают, чего хотят. Пять се¬стер манят их, стоя в центре великого круга – неподвижные, ибо они есть цель и равные все¬му движению круга, ибо они есть источник движения. Их имена: Любовь, Свобода, Природа, Правда, Красота… Я болен,-о! если так, то лишь этой великой любовью» («Серый автомобиль»). Используя терминологию Э.Фромма можно сказать, что А.Грин исповедовал гуманистическую религию и проповедовал ее идеалы в своих произведениях.

3. Проект человека. А.Грин мечтал о совершенном человеке, делал наброски его натуры в своих произведениях. Его совершенные мужчины были созданы «из розовой стали», а женщины имели черты «недотроги». «Я очень прост, во мне странно только то, что я всегда надеюсь на невозможное», – говорит один из них. «На земле нужно оставлять крупные следы, ма¬ленький след быстро зарастает травой», – говорит другой («Серий автомобиль»).

В споре двух выдающихся философов ХХ века – Г.Маркузе, который считал, что человек снова должен стать ребенком, и Э.Фроммом, утверждавшим, что человек должен развиваться сам до высшей зрелости или совершенства своей личности, А.Грин, безусловно, был бы на стороне Э.Фромма.

4. «Радикальный гуманизм». А.Грин и Э.Фромм выступали и в жизни, и в своем творчестве «радикальными гуманистами». В их произведениях выражается неистребимая склонность видеть человека в его способности к биофилии, любви, автономии, продуктивной ориентации, добру, гуманности, самосовершенствованию, к универсальным связям на основе индивидуальности, любви к ближнему на основе любви к себе. Одни только названия книг Э.Фромма подтверждают его близость А.Грину: «Бегство от свободы» (1941), «Психоанализ и этика» (1947), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любить» (1956), «Иметь или быть» (1976), «Душа человека» (1964), «Революция надежды» (1968), «Психоанализ и религия», «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Мужчина и женщина» (1981). 

«Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками», – говорит Грей («Алые паруса»). Жизненное кредо Э.Фромма выражается, хотя и более сдержанно, но схожей формулой: «Нельзя для другого сделать много, но можно, по крайней мере, попробовать не причинять ему вреда». Однако жил он все-таки по формуле А.Грина, ибо понимал, что только вследствие творчества добра для ближнего «новая душа будет у него и новая у тебя».

Поделиться в соц. сетях

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *