Современные технологии психоманипуляции и пути формирования критического мышления

АВТОР: ЮРИЙ НАРИЖНЫЙ.

little_people_280Одним из парадоксов современного постмодерного общества является, с одной стороны, все большее развитие демократических традиций и институтов, с другой — резкий рост методов манипуляции сознанием человека, бурное развитие разнообразных технологий манипулирования. Это и навязчивая реклама, и изощренные формы борьбы за голоса избирателей, создание политического имиджа, и жесточайшие формы подавления личности в псевдорелигиозных сектах, тайных обществах и экстремистских политических группировках. В современных «демократических» государствах внешние свободы компенсируются изощреннейшими технологиями манипуляции.           Как сохранить внутреннюю свободу, защититься, выработать иммунитет к потокам манипулятивных воздействий? Как противостоять огромному  арсеналу средств и методов манипуляции сознанием человека, получающих все большее распространение вследствие современных научно-технических достижений и широкой публикации ранее неизвестных тайных эзотерических текстов. Прежде всего, нужно осознать тот факт, что за нашей психикой идет настоящая охота, что  психическому здоровью людей,  как никогда прежде, угрожают персоны и организации, использующие  современные изощренные технологии психоманипуляции.

Современные технологии психоманипуляции.

Чаще всего выделяют следующие направления, по которым происходит появление новых средств манипуляции:

1)    новейшие информационные технологии: телевидение, видео, компьютерная виртуальная реальность, сети (Интернет и т.д.)

2)    различные психофизиологические воздействия, которые осуществляются известными физическими полями, модулируемыми определенными техническими приборами — «психотронными генераторами» (информационное кодирование);

3)    широкий спектр психофармакологических препаратов, оказывающих воздействие на психику человека: синтетические наркотики, галлюциогенные препараты, избирательно действующие на глубинные пласты бессознательного и т.д.  Подобные вещества были известны людям с древности, однако их эффективность и избирательность действия не имеют никакого сравнения с современными синтезированными  препаратами;

4)    разнообразные способы воздействия на психику человека, традиционно относимые к сфере магии, шаманской практики, парапсихологии. Здесь следует отметить некоторые мощные древние психотехники, как бы открытые заново в конце ХХ века (недирективные формы гипноза, Эриксоновский гипноз, НЛП и др.)

5)    воздействия, использующие комбинацию нескольких из указанных факторов. Особого внимания заслуживают методики, сочетающие современные технические достижения с древними эзотерическими технологиями (ярким примером здесь может служить деятельность Ю.Кривоногова, крупного специалиста как в области общей теории систем и синергетики, так и в области эзотерического восточного знания).

Анализ различных психоманипулятивных воздействий показывает, что практически всегда они ориентированы на создание устойчивой психоэмоциональной установки у человека, являющегося объектом воздействия. Более того, основные деструктивные последствия психоманипуляции связаны именно с устойчивостью такого психоэмоционального состояния. В случае рекламы это может быть навязчивое противоречащее логике желание покупать определенную продукцию, акции и т.д. В случае псевдорелигиозной организации слепое беспрекословное подчинение «учителю» и т.д. Таким образом, как для профилактики психоманипулятивных воздействий, так и для разрушения или трансформации его последствий необходимо понимать механизмы, обеспечивающие устойчивость подобных  состояний, и уже на этой основе разрабатывать эффективные средства защиты.

1. ДЕСТРУКТИВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Анализ современного положения в религиозной сфере невозможен без понимания основополагающих понятий, таких как секта, культ, деструктивный  культ, контроль сознания и др. Каковы особенности религиозных культов, которые специалисты и эксперты  относят к деструктивным? Деструктивные религиозные объединения (деструктивный культ, тоталитарная секта) — это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку в обществе в целом (внешняя деструктивность), практикующая обманную вербовку и скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через не информированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.

Некоторые религиозные организации практикуют контроль сознания своих адептов т.е. воздействуют на их психику с целью установления полного контроля над ними. Этому явлению можно дать следующее определение:

Контроль сознания («незаконное влияние», «реформированное мышление», «программирование») — это сознательное насильственное управление психикой и поведением, психологическое воздействие для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого человека к совершению определенных действий (в пользу манипулятора)  с использованием насильственного или якобы ненасильственного обращения в веру (внедрение убеждений) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия или с индуцированного согласия того человека, к которому эту технику применяют.

Сложность квалификации неорелигий заключается еще и в том, что,  как правило, они не регистрируются,  в случае же регистрации, они объявляют, что их доктрина не «религиозное учение», но «духовное знание», поэтому их обряды и учение трудно, а иногда и невозможно квалифицировать как религиозное. В связи с этим  следует уточнить понятие культ.

Культ — совокупность мистических практик или богослужений (религиозные культы), а также круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами. Культ может иметь как благотворную, так и злокачественную направленность.

«Секта» — организация или группа лиц, замкнувшаяся в своих интересах (в том числе и культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. Для секты характерны, прежде всего, отъединенность,  разрыв или противостояние   какой-либо социальной  целостности.

Психологическая зависимость.  Согласно международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), психические качества, которые развиваются в результате психологического воздействия в тоталитарных сектах, квалифицируются как «Расстройства зрелой личности» (пункт «Зависимое расстройство личности»). Его характерные признаки:

  • Ø активное или пассивное перекладывание на других большей части важных решений в своей жизни;
  • Ø подчинение собственных потребностей потребностям других людей, от которых он зависит и неадекватная подвластность их желаниям;
  • Ø нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых находится в зависимости;
  • Ø чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни;
  • Ø страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе;
  • Ø ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц.

Как правило,  тот, кого привлекают в секту не подозревает о том, что ему предстоит стать «зависимой личностью», а вербующие знали и этого добивались. Поэтому  можно говорить о заведомом нанесении вреда здоровью в виде формирования «зависимого типа личности», подобно тому, как формируется наркотическая зависимость: вначале приобщение идет «на бесплатной основе», а затем начинается активная эксплуатация зависимости. Наносимый ущерб здоровью в этих организациях проявляется в формах индуцированных бредовых, бредоподобных расстройств, патологических сверхценных идей и патологического развития личности, а также физического и психического истощения, создающих предпосылки для многих заболеваний, прекращение детородной функции. Возникающие нарушения сопровождаются грубой социальной и семейной дезадаптацией личности. Деятельность организаций наносит ущерб здоровью вовлекаемых в них психически больных и лиц с аномальными чертами, приводит к развитию у них более серьезных психических нарушений.

Ущерб здоровью и личности наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием в процессе проведения проповедей, обрядов, посвящений, инициаций; внедрения в глубинные пласты бессознательного в процессе достижения измененного состояния сознания (ИСС), гипноза, самогипноза; использования определенных психотехнических приемов и методов во время проведения литургий, инициаций, медитаций.

Деятельность организаций наносит тяжелый моральный и материальный ущерб семьям людей, вовлеченных в богослужебную практику. Деятельность учредителей  указанных  религиозных организаций противоречит Конституции Украины, определяющей, что осуществление прав и свобод человеком и гражданином не должно нарушать  права и свободы других лиц.

2. ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОМАНИПУЛЯЦИИ.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

2.1. Авторитарная личность как историческое наследие. Граждане тоталитарных государств не обладают самостоятельным мышлением и способностью независимого суждения. Вместо этого государственная пропагандистская машина (по Дж.Оруэллу – «Министерство Правды») вырабатывает у них единообразный условный идеологический рефлекс на те или иные знаки, имена, символы, события и процессы. Бихевиористы называют такую модель управления социальным поведением «стимул – реакция».  В.Райх, который один из первых начал изучать «авторитарную личность» в Германии, писал еще в 30 гг. ХХ века в книге «Психология масс и фашизм», что психологическая структура «авторитарной личности» является ригидной и меняется очень медленно. В принципе, психологические структуры характера масс имеют сходные черты при всех тоталитарных системах. Это, прежде всего нежелание и неумение брать на себя ответственность  за свою жизнь, проявлять инициативу, уважать личность и мнение другого человека. Фашизм порождается, согласно В.Райху, прежде всего структурой характера масс, подготовленной для принятия идей вождя. Основными проявлениями такой психологии является черно-белое видение мира, откровенный национализм и шовинизм, поиск виновных в собственных бедах не в себе, а в других, желание физического устранения врагов, объединение для решения имеющихся проблем вокруг власти, признание правомерным приоритет государства над личностью. Сегодня перед Украиной стоит грандиозная, но прямо противоположная по содержанию задача: разработать новую идеологию и внедрить ее в сознание масс, «инфицировать граждан идеями свободы, идеологией либерализма». Современная духовная ситуация в Украине требует нового осмысления проблемы  свободы.  Рассматривая историю становления на Западе правового государства и здорового правосознания, необходимо констатировать, что  именно борьба с патернализмом за неподопечность и формальное равенство  в конечном итоге привела к реализации целого ряда прав человека и гражданина: против церковного патернализма  — к свободе вероисповедания, к свободе совести; против сервильного и политического патернализма – к созданию сферы гражданского общества и возможности реализации «неотчуждаемых» социальных, политических, гражданских прав. Многим украинцам еще только предстоит избавиться от тоталитарного сознания.

2.2. Разрушение предпосылок формирования авторитарной личности. Важнейшей социокультурной задачей современной системы образования является «воспитание в свободе» (Э.Фромм), и, благодаря этому, преодоление авторитарных доминант постсоветской культуры.  Европейская культура Модерна не справилась с провозглашенной еще в начале Нового времени задачей – создание свободного, гуманного, разумного человека. ХХ век стал в этом отношении показательным – тоталитарные режимы во многом определили его историческое лицо. Однако посткоммунистическое общество, включая и украинское,  все еще поражено метастазами авторитаризма. Наглядным примером может служить распределение голосов слушателей в общем-то либеральной аудитории радиостанции «Эхо Москвы» относительно их желания вернуться к сталинизму. Противниками сталинизма признали себя 51%, а сторонниками – 49%. Совершенно очевидно, граждане России все больше тоскуют по сильной руке.     «Стране нужен хозяин» — под таким девизом подпишутся более трети украинцев.

Своеобразным противоядием авторитарности выступают современные просветительские версии гуманизма: экологический (синтезирующий) гуманизм, разрабатывающий стратегию коэволюции (А.Швейцер, Н.Моисеев),  направлен на обуздание техники; критический рационализм К.Поппера направлен на обуздание стихийности мышления и повышение его продуктивности;  синергетическая парадигма И.Пригожина предполагает  обуздание линейного, монокаузального, одномерного мышления и формирование синергетического разума; коммуникативная парадигма Ю.Хабермаса связана с обузданием монологичности мышления; сторонники морального просвещения и введения христианской этики в школе (А.Кураев) стремятся к обузданию индивидуального аморализма; герменевтическая  парадигма формирования интерпретирующего (понимающего) разума предполагает обуздание «знающего» и «директивного» разума.

2.3. Новые сферы установления психологической  зависимости. Прежде всего, необходимо отметить те сферы, в которых манипуляция и контроль сознания проявляется сегодня наиболее интенсивно.

Злокачественные формы религии.  Наиболее агрессивный  вариант манипулятивного психологического насилия — деятельность деструктивных культов остаются по-прежнему наименее изученными, а методы помощи пострадавшим от них, остаются наименее методологически и методически обеспеченными.

Злокачественные формы «культовой» психотерапии. Вызывают беспокойство также «психотерапевтические» культы, занимающие некое промежуточное положение между деструктивными культами и профессиональной практической психологией и  претендующими на ее вытеснение.

Злокачественные формы «нормальной» психотерапии. Сюда же следует отнести практику психотерапевтов, направленную не на достижение психического здоровья и продуктивности клиента, а  на укрепление  зависимости от психо­лога, препятвующей достижению психологической и моральной зрелости, самореализации, свободы, развития творческих потенций клиента.

На рынке психологических услуг указанные типы манипуляторов выступают конкурентами в борьбе за душу, психику и кошелек клиента. Очевидно, близится время, когда психотерапевтам придется давать нечто подобное «клятве Гиппократа» в том, что они никогда не посмеют участвовать в свирепой охоте за душами своих подопечных. В связи с этим перед сообществом психологов и психотерапевтов возникают серьезные проблемы, связанные с необходимостью преодоления манипулятивного потенциала профессии.

1. Профессиональному психологическому сообществу необходимо осознание факта наличия латентной или явной авто­ритарной манипулятивной направленности абсолютного большинства попу­лярных концепций практической психологии и психотерапии.

2. Сегодняшнее экономическое развитие общества создало масштабный социальный заказ на формирование корпоративного сознания сотрудников без добровольного согласия на это рядовых работников фирм. Многие психологи и тренеры охотно выполняют работу «фирменных манипуляторов».

3. Политическая жизнь создает заказ на создание имиджа политических лидеров и партий, который выполняют не только политтехнологи, но  и профессиональные психологи и психотерапевты. Многие PR-акции в Украине проводятся явно в манипулятивном стиле.

Все эти факторы определяют необходимость формирования антиманипулятивной и антиавторитарной позиции у украинских психологов и психотерапевтов. Роль консультанта, психотерапевта, тренера (ведущего) группы содержат в себе сильный соблазнительный потенциал для восхождения на пьедестал в качестве вершителя человеческих су­деб. Манипулятивный и деструк­тивный потенциал, безусловно, присущ любой форме прак­тической психологии, однако во многих случаях он скрывается за «техническими приемами» или компенсируется моральными установками,  профессиональными нормами и личными качествами психотерапевтов. Прямая ответственность практических психологов заключается в абсолютном невнимании к негативным и деструктивным аспектам социального влияния, в отсутствии сколько-нибудь заметных усилий со стороны профессионального психологиче­ского сообщества по разработке превентивных и защитных мер, по про­свещению граждан и по созданию в качестве иммунитета устойчивого антиманипулятивного общественного мнения.

2.4. Педагогическая стратегия «Философия для детей». Е.Волков, вслед за западными авторами, выделяет два наиболее важных момента для противодействия манипулятивным практикам, это релевантная информированность (компетентность) и критическое мышление, выделение которых обязано миро­вому опыту работы с жертвами интенсивного манипулирования психи­кой, прежде всего с членами деструктивных культов. Как показала многолетняя практика, именно эти со­ставляющие, создают наиболее благоприятные условия, как для  эффективной профилактики, так и для  действенной терапии. Распространению этих принципов на всю систему со­циального взаимодействия людей могло бы содействовать введение некоей специальной школьной дисциплины. Однако идея введения психологии в качестве такой дисциплины, изучаемой в 1-11 классах средней школы не получила поддержки ни в США, ни в Европе, ни в России. Усилия российских авторов внедрить в школу дисциплину под названием «Основы социальной жизни»  пока также остаются безрезультатными.

Очевидно, задачи, возлагаемые на указанную дисциплину, могут быть успешно решены при условии реализации  новой педагогической стратегии «Философия для детей», которая разрабатывается на протяжении последних 30 лет. Дисциплина «Философия для детей», рассчитана на изучение в школе с 1 по 11 класс. Программа  зарекомендовала себя как эффективное средство развития разумности, нравственной культуры и демократических навыков детей и получила самые высокие оценки авторитетных международных организаций (ЮНЕСКО, Комиссии по образованию Европарламента, а также Министерства образования США и др.).  Программа «Философия для детей» подготовлена в Институте по развитию философии для детей (Монтклер, Нью-Джерси, США). Ее главными разработчиками являются проф. М.Липман, а также проф. Э.Шарп, Ф.Осканян, Р.Рид, Г.Метьюс, М.Притчард, Ф.Кэм и др. В течение двух десятилетий она обкатывалась в разных странах и сегодня является международной.

Программа «Философия для детей» создавалась с учетом векторов новой рефлексивной парадигмы и сама является существенным вкладом в ее развитие. Особого внимания заслуживают представленные в ней теоретические обоснования и экспериментальные факты в пользу тезиса о том, что философия может и должна стать парадигмой школьного образования. Смысл программы состоит в том, чтобы с помощью философского инструментария научить детей рассуждать разумно. Это значит рассуждать обоснованно, логично, критично, творчески, контекстуально. А вместе с этим научить разумному и ответственному социальному поведению, необходимым условием которого является умение рассуждать разумно. Новация этой программы заключается в следующем: 1. Философия выдвинута на роль приоритетной дисциплины в обучении навыкам разумности, формирования продуктивного мышления. 2.  Существенно понижен возрастной порог ее введения в систему обучения: предлагается начинать с детского сада и продолжать занятия до окончания школы. 3. Обоснование того, что  и другие школьные дисциплины должны строиться по модели философского дискурса и исследования.

Тема «Философия в школьном обучении» – совершенно новая для украинских педагогов. Она достаточно новая и для западных стран; возникнув на фоне происходящей в последние десятилетия смены старой, информационной модели образования на новую – рефлексивную, делающую акцент на развитии мышления, – эта тема стала предметом широкого обсуждения в связи с предпринимаемыми, начиная с 70-х гг., активными усилиями философов – теоретическими и экспериментальными – доказать преимущества их профессионального инструментария для развития у детей навыков критического, творческого, продуктивного мышления. Анализ ее помогает понять векторы в развитии философского образования в мире в рамках формирующейся программы «Образования для XXI века».

Если содержательное наполнение этой программы уже выполнено группой профессора философии М.Липмана и его последователями, то психологи имеют возможность восполнить эту программу разработкой технологий, связанных с формированием  релевантной информированности. Следует отметить, что критическая философия К.Поппера является  одним из фундаментальных философских оснований стратегии «Философия для детей». Психологическому сообществу следует присоединиться к разработке и внедрению этой педагогической стратегии. Основные психологические аспекты ее наполнения должны быть направлены как на формирование критического мышления, так и на овладение технологиями решения конфликтов, на выработку жизненной компетентности, толерантности,  антиманипуляционных установок, навыков  конструктивного решения личностных проблем. «Психологическая составляющая» этой стратегии полностью в компетенции профессиональных психологов.

На Западе, прежде всего в США, около 30 лет развивается общест­венное и педагогическое движение в поддержку критического мышления, которое имеет два уровня. Высший, университетский вариант представлен книгой Д.Халперн «Психология критического мышления», а школь­ный — книгой российских авторов Загашева И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинской И.В. «Учим детей мыслить критически», основанной преимущественно  на американском опыте. Сегодня необходимо направить усилия философов, педагогов и психологов в единое русло совершенствования и обогащения новой инновационной педагогической стратегии «Философия для детей», тем более, что в своих теоретических, методологических и технологических основах эти потоки пересекаются.

Литература

  1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2003.
  2. Гордер Ю. Мир Софии: Роман об истории философии. СПб., 2006.
  3. Загашев И.О., Заир-Бек СИ., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить кри­тически. Изд. 2-е. СПб.: Альянс «Дельта», Речь, 2003.
  4. Крамер Д., Олстед Д. Маски авторитарности: Очерки о гуру. М., 2002.
  5. Линдоп К. Мудрость и разум в философии для детей (Краткий обзор) // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. 2002. Вып. 4.
  6. Лоу С. Философские истории. Смешно – о серьезном. М., 2007. (перевод с английского).
  7. Лоу С. Философский тренинг. Смешно – о серьезном. М., 2007. (перевод с английского).
  8. Марголис А.А. Новый учебный предмет «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. №1.
  9. Материалы специального выпуска по манипулятивным техникам. Журнал практической психологии. Москва. 2000.
  10. Материалы специального выпуска по манипулятивным техникам. Журнал практической психологии. Москва. №6. 2004.
  11. Нарижный Ю.А. Введение в этику. Днепрокнига. Днепропетровск. 2005.
  12. Нарижный Ю.А. Философия для детей. Днепропетровск. 2004.
  13. Наріжний Ю.О. Філософія для дітей. Київ. ГЛАВНИК. 2007.
  14. О программе «Философия детям» // Вопросы философии.  №10, 1990.
  15. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 тт. М., 1992.
  16. Практическая психология per se. Москва. 2002. № 6,
  17. Программа «Философия детям» // Вопросы философии.  №9, 1993.
  18. Ретюнских Л.Т. «Школа Сократа»: философские игры десять лет спустя. Издательство: МПСИ. Серия: Библиотека студента. 2004.  с.208.
  19. Ретюнских Л.Т. Философия игры. М., Изд-во «Вузовская книга». 1995.
  20. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психоло­гии. М., Аспект Пресс, 1999.
  21. Телегин М.В. Философия для детей? Философия для детей… Философия для детей! // Первое сентября. 1997. № 56.
  22. Тихомиров O.K. К.Поппер и психология // Вопросы психологии. 1995. №4. С. 116-129.
  23. Философия образования. Круглый стол// Вопросы философии. №11, 1995.
  24.  Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., Питер, 2000.
  25. Чебакова М.В. Философия для детей – программа преподавания философии в школе // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. 2002. Вып. 4.
  26. Шварц А., Швеппе Р. Введение в философию. Руководство к самостоятельному размышлению. М., 2005. (перевод с немецкого).
  27. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики.  М., 2000;
  28. Юлина Н.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия «Философии для детей» //Вопросы философии. 1996. № 10. С. 32–45.
  29. Юлина Н.С. Философия для детей. Москва. «КАНОН+». РООИ. «Реабилитация», 2005.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *