Созвучие этики Ф.Ницше и А.Зиновьева

АВТОР: ДАРЬЯ ЗАБРОДКИНА.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ПАВЕЛ МИНКА.

65978В нашу эпоху произошло разрушение критериев нравственности, а к тому, что являлось для людей прошлого ценностью и за что они боролись на протяжении веков, появилось нигилистическое и даже презрительное отношение. Стоит ли винить только время или это, как говорил профессор Преображенский, «разруха в головах»? Стоит взглянуть в корень насущной проблемы и можно увидеть, что она оказалась внутри целого общества и в каждом его члене отдельно.

Многие пытались разгадать тайну общества, но я отдаю предпочтение в этом двум великим мыслителям: философу XIX века Фридриху Ницше и социологу XX-XXI веков – Александру Александровичу Зиновьеву. Хоть это и очень разные мыслители, но я вижу общность идей у них.

Рассмотрим их идеи подробно.

Ницше выдвинул идею о Сверхчеловеке. Как и любой великий философ, он глубоко переживал свои идеи. Его жизнь – воплощение самой его философии во всей ее суровости и трагичности. Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие.

Через образ мудреца и пророка Заратустры он указывает нам путь к Сверхчеловеку. Ницше проводит четкую параллель между обычным Сверхчеловеком и человеком, показывая их противоположность, какой могут быть добро и зло или белое и черное: «Человек есть нечто, что должно преодолеть. Что сделали вы, дабы преодолеть его? Доныне все сущее создавало нечто, что выше его; вы же хотите стать отливом этой великой волны и скорее вернуться к зверям, чем преодолеть человека?»; «Слушайте, я учу вас о Сверхчеловеке! Сверхчеловек — смысл земли. Пусть же и воля ваша скажет: да будет Сверхчеловек смыслом земли!»; «Поистине, человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым. И вот – я учу вас о Сверхчеловеке: он это море, где потонет презрение ваше». «Внемлите, я учу вас о сверхчеловеке: он та молния, он – то безумие». Очевидно, что Ницше обращается к читателю с помощью метафоры. И если мы детально вникнем в его учение, то уведем, что человек в его представлении остановился в интеллектуальном и эмоциональном планах. Он глуп, примитивен, но также он трудно воспринимает подлинные эмоции. Одной из таких Ницше считал волю к жизни, т.е. умение радоваться жизни, природе, окружающим людям. Общественная мораль, как указывал Ницше, имеет негативное влияние в том плане, что она прививает волю к смерти, жизнененависть. Жизнь, как считал великий философ, есть источник страданий, но их надо преодолеть во имя жизни, во имя себя, во имя своего утверждения в этой жизни, во имя Высшего – во имя воли к власти.

Ницше утверждает, что на арену истории вышел маленький, как он пишет, человек. Его черты: самодовольство (здесь мы видим совпадение философии Ницше с автором книги «Восстание масс» Ортегой-и-Гассетом), но при этом маленький ум и маленькое чувство, а также жизнь во лжи, имитация правды. Ницше считает, что: «Человек – это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью». Но канат больше похож на символ развития, дороги, идя по которой человек может достигнуть совершенства, а, остановившись, пасть. Человек должен развиваться к Сверхчеловеку, преодолевая самого себя, но ему мешает его самодовольство. Развитие, как пишет Ницше, начинается с «великого презрения». «И вот – я учу вас о Сверхчеловеке: он – это море, где потонет великое презрение ваше. В чем то высокое, что можете вы пережить? Это – час великого презрения: час, когда счастье ваше становится для вас таким же отвратительным, как разум ваш и добродетель. Час, когда вы говорите: «Что есть счастье мое? Оно – бедность, и грязь, и жалкое самодовольство. Но оно должно быть таким, чтобы служить оправданием и самому бытию!» Час, когда вы говорите: «В чем мой разум? Добивается ли он знания, как лев пищи своей? Мой разум – бедность, и грязь, и жалкое самодовольство!». Час, когда вы говорите: «В чем добродетель моя? Она еще не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра и зла своего! Все это – бедность, и грязь, и жалкое самодовольство!». Час, когда вы говорите: «В чем справедливость моя? Ибо я не пламя и не уголь. А справедливый – это пламя и уголь!». Час, когда вы говорите: «В чем сострадание мое? Разве оно не крест, к которому пригвождают того, кто любит людей? Но мое сострадание – не распятие!». Говорили вы так? Кричали так? О, если бы я уже слышал все это от вас! Не грехи ваши – то самодовольство ваше вопиет к небу, ничтожество грехов ваших вопиет к небу!»

Путь к Сверхчеловеку терпит множество препятствий, например, отрицание старой морали и принятие новой. Ницше, в книге «Так говорил Заратустра» порицает все нравственные устои, поддерживающие все прежнее человечество: он хочет уничтожить общественную мораль и установить свою. «Человек погибнет и придет на его место Сверхчеловек». Ницше исследовал все учения нравственности и заключил, что широкое распространение получила этика «маленького человека», которая не позволяет развиться ему в Сверхчеловека. Поэтому он предлагает создать новую этику – этику Сверхчеловека (это очень похоже на то, что Бердяев позже называл «новой этикой творчества»): «Я хочу учить людей смыслу их бытия: это смысл есть Сверхчеловек, молния из темной тучи человечества. Смотрите, я провозвестник молнии, я – тяжелая капля из грозовой тучи; а имя той молнии Сверхчеловек».

Ницше видел прогресс человечества через разрушение старой морали и построении новой, что, собственно, можно сказать и о взглядах А.А. Зиновьева, который, правда, писал не о Сверхчеловеке как о своем идеале, а о новом человеке (здесь филологические, но и философско-этические различия). Важно понять одно фундаментальное положение, которое выдвигает Зиновьев: наше общество приходит в упадок из-за так называемого прогресса, т.е. «наши недостатки являются продолжением наших достоинств». Вот цитата из Зиновьева: «Прогресс в одних отношениях сопровождается регрессом в других. Более того, исторический прогресс был следствием не только подчинению объективному ходу истории, но и сопротивления ему. Прогресс достигался лишь благодаря тому, что людям удалось на пути потока истории строить плотины, делать отводные каналы, короче – сопротивляться течению и карабкаться вверх». Зиновьев призывает каждого в отдельности сопротивляться силам исторического тяготения, чтобы не привести наше общество к окончательному падению.

Зиновев говорит, что единственный верный путь для нового человека – это сопротивление античеловечной деятельности человека массы, как называл его Ортега-и-Гассет: «В наше время безудержного прогресса, ведущего к разрушению нравственности, к разрушению этических критериев, к буйству бездарности и посредственности в ложном обличии ума и таланта, к извращению всех нормальных отношений людей и даже к физической гибели природы и человечества, быть консерватором и реакционером в тысячу раз прогрессивнее и революционнее, чем быть прогрессистом и революционером. Это человечнее. Для этого нужно больше мужества». Здесь Александр Александрович плавно подводит нас к своему понимании нового человека и человека массы. Зиновьев называет человека массы постчеловеком, что стал доминировать во всех сферах культуры, которая направлена на подавление всего человеческого и взращивание механического робота, симулирующего человека, ум, эмоции, жизнь.

Поэтому, как указывает Зиновьев, необходимо создать личную этику – этику нового человека, которая бы позволяла отдельному человеку противостоят этому потоку опостчеловечевания. «А для этого, — пишет он, — нужны простота, ясность, умеренность, душевное здоровье, короче говоря самые простые, но теперь самые труднодоступные феномены жизни». Зиновьев говорит, что нужно строить свою жизнь, основываясь на двух принципах: 1. Стремление к истине, даже если за это придется расплачиваться. 2. Жить так, будто за тобой наблюдает Высшее Существо, которое оценивает каждый твой поступок. Определяя свою «Формулу жизни», А.А. Зиновьев так же упомянул и о «формуле счастья», которая соответствует основным характеристикам нового человека: «Счастье есть плата за самоограничение, есть результат самоконтроля. Ограничивая и сдерживая себя в обычном житейском разделе бытия, ты поворачиваешь свое «Я» в иной разрез, в котором лишь можешь испытать счастье. Без этого возможна лишь мимолетная и кратковременная иллюзия счастья. Удовлетворение есть результат победы над обстоятельствами. Счастье же есть результат победы над самим собой». Это напоминает строки Ницше: «Человек есть нечто, что должно преодолеть!»

Но этим не ограничивается новый человек, его путь – это создание своего автономного государства, со своими законами и нормами. Это значит, что новый человек идет против потока истории, поступает против законов массового приспособления. Зиновьев создает свод правил поведения для самого себя, которые являются типичными для его нового человека. Вот некоторые из них: «Я отвергаю стремление к материальному благополучию, но я не настаиваю на отказе от него. Современное общество в изобилии рождает соблазны. Но оно одновременно создает возможности довольствоваться малым. Оно создает возможность иметь все, не имея ничего.

Лучше не иметь, чем терять. Надо суметь жизнь построить так, чтобы иметь не имея. Значит, надо установить, обладание чем означает одновременно отсутствие его. Надо установить, в чем можно свести потребности к минимуму и в чем развить до максимума. Причем с минимальными затратами и максимальным успехом. Учись терять. Учись оправдывать свою потерю и находить ей компенсацию. Не приобретай того, без чего можно обойтись.

Я в каждом человеке признаю такое же суверенное государство, каким считаю себя, причем независимо от его социального положения, возраста, пола, образования. Я отношусь к людям не по рангам, не по богатству, не по известности и не по полезности для меня, а по тому, до какой степени и как у них развито их «я» и их душа, каково их поведение в обществе. Я руководствуюсь при этом такими принципами. Сохраняй личное достоинство. Держи людей на дистанции. Сохраняй независимость поведения. Относись ко всем с уважением. Будь терпим к чужим убеждениям и слабостям. Не унижайся, не холуйствуй, не подхалимничай, чего бы это ни стоило. Не смотри ни на кого свысока, если даже человек ничтожен и заслужил презрение. Воздай каждому должное. Гения назови гением. Героя назови героем. Не возвеличивай ничтожество. С карьеристами, интриганами, доносчиками, клеветниками, трусами и прочими плохими людьми не будь близок. Из общества плохих людей уйди. Обсуждай, но не спорь. Беседуй, но не разглагольствуй. Разъясняй, но не агитируй. Если не спрашивают, не отвечай. Не отвечай больше того, что спрашивают. Не привлекай к себе внимания. Если можешь обойтись без чужой помощи, обойдись. Свою помощь не навязывай. Не заводи слишком интимных отношений с людьми. Не лезь к другим в душу, но и не пускай никого в свою. Обещай, если уверен, что сдержишь обещание. Пообещав, сдержи обещание любой ценой. Не обманывай. Не хитри. Не интригуй. Не поучай. Не злорадствуй. В борьбе предоставь противнику все преимущества. Никому не становись поперек дороги. Никому не мешай. Не обгоняй. Не соревнуйся. Не конкурируй. Выбирай путь, который свободен или по которому не идут другие. Уходи как можно дальше вперед по своему пути. Если этим путем пошли многие, смени его — этот путь для тебя ложен. Истину говорят одиночки. Если многие разделяют твои убеждения, значит, в них есть удобная дли них идеологическая ложь. В случае выбора «быть или слыть» отдай предпочтение первому. Не поддавайся власти славы и известности. Лучше быть недооцененным, чем переоцененным. Помни о том, кто судьи и ценители. Лучше один искренний и адекватный тебе ценитель, чем тысячи ложных».

Подводя итог, мы делаем вывод о том, что и Ницше, и Зиновьев писали о массовой деградации людей, которая связана с общественной моралью, воспитывающей «маленького человека». Они создают свои личные этические учения, которые очень созвучны по своему содержанию. Это этика нового человека. Безусловно, такие мыслители и этики, как Зиновьев, являются одним из последних оплотом человечности и Высшего, и нам, современникам, крайне полезно их углубленное изучение.

Поделиться в соц. сетях

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *