Идеология будущего

В постсоветских странах с большей или меньше интенсивностью ведется выработка новых национальных и государственных идеологий. К сожалению, стоит отметить, что этот процесс не является успешным с той точки зрения, что те идеи, которые выходят на первый план в этих идеологиях, преимущественно являются либо крайне сомнительными, либо даже безумными и неадекватными. В Украине новая идеология пошла скорее не по пути созидания, а по пути отрицания. Основная ее идея – русофобия в разных ее проявлениях. К этому добавляется багаж диких мифов об истории, борьбе за независимость, СССР и Запад (антизападность, антисоветскость, переработка истории в духе новой идеологии). В России новую идеологию все чаще и чаще пытаются выразить в форме «православного государства» или даже «православного социализма». Здесь православие выдвигается в качестве главной скрипки в новой идеологии, и уже произошло слияние государства и ряда церковных институтов, в первую очередь, иерархического и пропагандистского. Говорят либо о реставрации монархии, либо о причудливом гибриде «православного социализма», этакого «коммунизма с православным лицом». Иногда звучат левые идеи – призывы к реставрации советского строя. Основой новой русской идеологии становятся: идеи возрождения «Великой Руси», реваншизма, «русского мира»; антизападность и антидемократизм как форма антизмападности; православие; выборочная просоветскость.
Об идеологии многое написал и сказал в свое время великий мыслитель Александр Зиновьев. В наше время в Москве собирается зиновьевский клуб, поднимая тему выработки новой идеологии. Аналогично вопросами идеологии совершенно в духе московского клуба занимаются и «филиалы», например, в Донецке. Большая часть того, что озвучивается в зиновьевском клубе, не просто не соответствует идеям Зиновьева, а перечеркивает их. Прикрываясь именем Зиновьева, происходит выработка новых формул для выражения и оправдания успевшей в основных чертах оформится российской государственной идеологии. Постоянно цитируется книга Александра Зиновьева «Идеология партии будущего», на нее ссылаются, при этом говорят диаметрально противоположные вещи. Будто бы опираясь на идеи Зиновьева, новые идеологи говорят о «православном социализме», «солидарном социализме» (имея в виду гибрид социализма с монотеистическими (почему только с этими?) религиями), выражают поддержку политики власти, проповедуют особую миссию России в мире и т.д.
Зиновьев не создал новой идеологии, «идеологии будущего», но он писал, какие принципы должны быть у этой идеологии, на какие ориентиры она должны опираться в своем формировании. Он говорил о путях формирования такой идеологии, которая должна в социально-эволюционном плане превзойти идеологию западнизма. Что же это за принципы «идеологии будущего»?
Идеология не является наукой, но может вобрать в себя научные идеи и результаты научных исследований. В основании новой идеологии должно лежать научное понимание социальной реальности, знание о социальных законах и адекватное, объективное представление о различных видах обществ, в первую очередь о западном, советском и постсоветском.
Эта идеология не должна быть прямой реставрацией православия или марксизма-ленинизма. Она должна быть светской.
Антизападнизм. Он должен строиться на научном понимании социальной реальности западнизма (которое, к сожалению, почти отсутствует среди современных российских идеологов, поставивших борьбу с Западом во главу угла). Как показывает в своих трудах А.Зиновьев, социальная эволюционная линия западнизма начинает уже нести в большей мере вред и ведет в глобальном плане к деградации. «Идеология будущего» должна быть направлена против западнизма как идеологии и социального строя. Поэтому есть вероятность появления этой идеологии в недрах самого Запада, поскольку западнизм и Запад – не одно и то же.
Антиглобализм. Глобализация лишь в идеологической пропаганде есть соединение цивилизаций и диалог между ними, на деле же это процесс западнизации и колонизации западным сверхобществом других стран и народов. Антиглобализм не подразумевает собой национализм, наоборот, он отрицается.
Идеология не должна выражать интересы какой-то одной группы или класса, а должна быть всеобщей.
«Сам характер новой идеологии подсказывает, что наиболее вероятными приверженцами новой идеологии могут стать не представители низших слоев населения, а люди со сравнительно высоким уровнем образования, культуры, нравственности, интеллектуальных интересов и т.д., короче говоря — часть интеллектуальной, творческой и деловой элиты населения, склонная к индивидуальной оппозиции к существующему строю и образу жизни, замечающая и в какой-то мере понимающая социальную сущность господствующего направления эволюции человечества, обеспокоенная гибельными последствиями этой эволюции» (А.Зиновьев. Идеология партии будущего).
Зиновьев не создает эту «идеологию будущего», но определяет пути ее возникновения и развития. Появление «идеологии будущего» возможно лишь в том случае, если появится определенная критическая масса людей – носителей ее зачатков, способная на реализацию этой самой идеологии. Для этого должны сложится благоприятные условия (для появления таких людей и для возможности им реализовать себя). Путь формирования этой идеологии лежит от одиночек к массам.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.